Инициаторами тест-драйва стали представители АО «РЖД»
Перед желтой подлодкой, разработанной учеными Политеха совместно с конструкторским бюро «Талисман» и научно-производственной компанией «Сетецентрические платформы», поставили задачу обследовать подводную часть опор железнодорожного моста через реку Сок. Для этого «Глайдерон» пришлось немного доработать. Во-первых, специалисты изменили конструкцию винтов, чтобы аппарат развивал большую скорость и лучше держался на волнах. Во-вторых, была изменена балансировка и улучшена маневренность аппарата. В-третьих, инженеры дополнили базу данных «Глайдерона» сведениями о железнодорожных мостах и бетонных конструкциях.
Новая версия программного обеспечения позволяет аппарату в полупогружном и подводном состоянии ходить в автоматическом режиме по выбранному маршруту и все время придерживаться определенной глубины. Кроме того, «Глайдерон» снабдили специальным акустическим оборудованием, доставленным по спецзаказу из Жуковского. Гидролокаторы бокового обзора и эхолоты разработала научно-производственная фирма ООО «Экран».
Один день ушел на подготовку оборудования и получение данных о территории исследования, два следующих дня «Глайдерон» по нескольку часов бороздил Сок. В результате специалистам удалось составить карту глубин и рельефа дна вблизи железнодорожного моста. Кроме того, было получено акустическое изображение самих железобетонных опор. Дефектов, представляющих опасность для дальнейшей эксплуатации моста, не обнаружили.
– Под водой обычные камеры не эффективны, так как чаще всего диапазон видимости в реках России составляет от 20 сантиметров до 2-3 метров. Акустическая полезная нагрузка позволяет видеть в реке Сок на глубине до 60 метров, – рассказывает инженер-программист регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ «Информационная безопасность» Екатерина Пантелей. – В области роботизированного оборудования для подводных исследований сейчас мало продуктов, что связано с особенностью работы под водой, так как это агрессивная среда для человека и оборудования. Более того, под водой радиосвязь работает только на сверхдлинных частотах, чтобы их уловить, необходимы мощные источники излучения, а их нецелесообразно ставить на аппараты нашего класса.
Предполагается, что при дальнейшей модификации «Глайдерон» станет менее зависимым от оператора: специалист сможет подавать ему команды удаленно. Для этого разработчики продолжат модернизировать программную часть аппарата и совершенствовать системы связи. Кроме этого, инженеры планируют изменить конструкцию лодки, чтобы сделать ее более маневренной на поворотах.
Сегодня традиционные подводные исследования гидротехнических сооружений, таких как дамбы, мосты, нефте- и газопроводы, достаточно дорогостоящи. Поэтому многие компании проводят их один раз в 5-10 лет. Как говорят специалисты, использование «Глайдерона» позволит ускорить сам процесс таких исследований и сократить расходы.