Определение находкам археологов дал ученый Политеха
Раскопки на территории строительства Фрунзенского моста не перестают приносить самарским археологам новые открытия. Так, 29-30 ноября на глубине около 2 метров от современной поверхности были обнаружены остатки сооружения типа погреба или хозяйственной постройки со следами пожарища.
– В нижнем горизонте заполнения сооружения массово представлены фрагменты керамики, кости животных и рыб. Здесь же обнаружены и очень интересные находки, которые археологи относят к индивидуальным: один счетный жетон, два фрагмента второго счетного жетона, две медные монеты, металлический крестик, фрагменты сильно коррозированного перстня или пломбы, два глиняных биконических грузила, предположительно от рыболовных сетей, – сообщает пресс-служба Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области.
Особый интерес для исследователей представляют счетные жетоны и монеты. Кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социология, политология и история Отечества» института социально-гуманитарных наук и технологий Самарского политеха Вячеслав Морозов дал характеристику полностью сохранившегося жетона:
«Изготовлен из латуни. На аверсе портрет Людовика XV, короля Франции в 1715–1774 гг. и сокращенная надпись по-латыни, содержащая его имя и титулы. На реверсе изображение парусного корабля (очень частый тип изображения как на ряде монет, так и других счетных жетонов того же периода). Кроме надписи RE. PF. (rechen pfennig, то есть "счетный жетон") на реверсе надпись IOH . ADAM . VOGEL (то есть Иоганн Адам Фогель). И.А. Фогель был чеканщиком (мастером), а возможно и владельцем мастерской по изготовлению счетных жетонов в Нюрнберге (Германия) примерно в 1737–1760 гг. (точные даты жизни и деятельности неизвестны). Следовательно, период 1737–1760 – предположительный период изготовления жетона».
Счетные жетоны первоначально предназначались для денежных подсчетов на счетной доске – абака. Но это в Западной Европе, где их и выпускали. В Поволжье же, добавляют специалисты, они использовались местными модницами как дешевый аналог золота (тот же цвет и блеск, да и похоже на размер золотых монет) в качестве подвесок на монисто, либо они нашивались на одежду отдельными экземплярами. Отверстие на представленном жетоне свидетельствует именно об этом. Предполагается, что в XVIII-XIX веках купцами, в том числе русскими, был налажен специальный завоз на Волгу для этих целей, скупленных в Западной Европе жетонов. Кроме того, в России тоже был налажен выпуск женских украшений-подвесок, имитирующих монеты из золота и серебра для продажи народам, использующим монисто и подобные им украшения.
«Нумизматический словарь» определяет счетные жетоны (нем. rechenpfennig, франц. jeton, jetton, англ. counter) как «металлическую марку для принятых в древности и в средние века подсчетов с помощью счетной доски (абака)». При проведении подсчетов их передвигали по горизонтальным линиям, нанесенным на счетную доску. C конца XV века большая часть счетных жетонов в Европе чеканилась в Нюрнберге, который в течение достаточно долгого времени был самым большим городом ремесленников и мастеровых в Германии.
Раскопки в районе Хлебной площади продолжаются. На сегодняшний день полностью исследовано около 220 кв. из 400, в работе находится еще около 96 кв. м. Все найденные материалы проходят камеральную обработку (моются, очищаются от грязи, зарисовываются, фотографируются) для подготовки отчетной документации по результатам проведения полевых археологических работ.