Здание, по замыслу Дмитрия Орлова, приобретет подлинный, «открыточный» вид
В новом сезоне начнется реставрация здания Самарского академического театра драмы имени М. Горького. Об этом сообщил на пресс-конференции министр культуры Самарской области Борис Илларионов. До конца 2020 года завершится работа над проектно-сметной документацией, чтобы она прошла экспертизу. А в следующем году стартует непосредственно процесс восстановления памятника истории и культуры федерального значения.
В числе авторов проекта «реставрации с приспособлением к современному использованию» – старший преподаватель кафедры «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» Политеха, главный архитектор ООО «Волгатрансстрой-проект» Дмитрий Орлов.
В команде работают также еще несколько представителей кафедры, которые проводят полевые исследования и зондажи. Научный руководители –московские архитекторы-реставраторы Сергей и Екатерина Коневы, недавно закончившие реконструкцию с сохранением исторического облика памятника архитектуры XIX века – здания Государственного академического Малого театра России.
По словам Дмитрия Орлова, после реализации проекта у самарского театра «откроется «старый-новый» главный фасад, обращенный к бульвару на ул. Шостаковича, появится новый, но подлинный, исторический открыточный вид».
– Задача реставрации – сохранение и восстановление памятника. Авторы проекта реставрации – второстепенны, – отмечает он. – Авторами здания навсегда останутся Михаил Чичагов в XIX веке и коллектив «Гражданпроекта» в XX. Исторический приоритет – у Чичагова. Здание прожило длинную жизнь, 132 года. Все следы этой жизни имеют историческую ценность, но не равную. Приступая к реставрации, мы обязаны принять точку отсчета – что мы считаем наиболее ценным – исходный вид, утраченный не полностью, но в значительной степени, или проект 1967 года. Сделать что-то среднее нельзя, это уже фантазия и произвол. У реставрации должна быть твердая научная основа. Архитектурная и культурно-историческая ценность чичаговского здания, а также требования научного подхода к реставрации требуют принять за точку отсчета проект XIX века.
Восстанавливать историческое здание театра будут методом научной реставрации, в соответствии с Венецианской хартией по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест, принятой в 1964 году. Как она гласит, «наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации». Поэтому в исторической части здание станет кирпичным и полихромным – детали, которые сейчас покрашены белым, были частично цветными, частично – кирпичными, без всякой краски. Таким образом, горожане увидят фасад таким, как видели его жители старой Самары, только с определенных ракурсов, поскольку, например, со стороны Волги возможности восстановления нет, и там сохранится решение советских времен.