Крупный ученый отдал Самарскому Политеху более 40 лет
Почетный профессор Политеха, доктор технических наук, многолетний заведующий кафедрой «Литейные и высокоэффективные технологии», директор центра литейных технологий, председатель правления Самарского отделения Российской ассоциации литейщиков (РАЛ) и комитета цветного литья РАЛ ушел из жизни 1 сентября.
Владимир Никитин стал легендой своей кафедры, факультета, всего Политеха еще при жизни. С университетом его связывали четыре с лишним замечательных десятилетия. Он был основателем политеховской научной школы литья. Мог часами вдохновенно рассказывать о литейных технологиях и, кажется, кого угодно умел влюбить в металлургию. Он много лет занимался изучением интереснейшего явления структурной наследственности, разрабатывал технологии генной инженерии в производстве черных и цветных сплавов. Металл для него был чем-то вроде живого организма – таким же удивительным, совершенным и непознанным.
Сибиряк по месту рождения и по характеру, он обладал волшебной способностью не ломаться под натиском трудностей и по-настоящему болеть выполняемым делом. Для Политеха, Самары и России он воспитал несколько поколений инженеров-литейщиков. Помнил каждого своего выпускника. Ценил всякого студента. Вместе с ним ушло что-то неуловимо важное в нашем инженерном образовании.
Владимир Иванович неоднократно рассказывал о своих разработках газете «Инженер» и журналу «Технополис Поволжья». Последний раз – в апреле этого года в юбилейной публикации «Закаленный металлами» (стр. 8).
Ниже приведены фрагменты из его газетных и журнальных выступлений.
О себе
– В 1959 году я поступил в Красноярский институт цветных металлов, на вечернее отделение. Уже на первом курсе нас отправили на практику в тяжелейший – сталеплавильный – цех завода «Сибэлектросталь». Кем я там только не работал: учеником канавщика, шихтовщиком. Руки стирали лопатами до кровавых мозолей, а после смены садились за парты. Приходилось постоянно себя пощипывать, чтобы не клевать носом от усталости. Многие не выдержали, засыпались уже в первую сессию – к четвертому году обучения из 25 человек нас осталось 11. Тогда система была куда жестче, чем сейчас: не сдал экзамен – лишают стипендии, не пересдал в срок – отчисляют. Никто бы не допустил до старшего курса студента с десятками хвостов.
О подготовке диссертации
– Когда человек пишет и защищает диссертацию, он начинает мыслить по-другому. Он уже чему-то научился, но для того, чтобы мысли реализовались в технологию, необходимы не только знания, но и опыт.
О литье
– Любой металл проходит через руки, ум и сердце литейщика. Литье есть основная заготовительная база промышленности, без литья вся индустрия встанет.
О наследственности металлов
– Мы понимаем механизм наследственности металлов и знаем, как управлять их структурой и химическим составом. Главное в приготовлении сплавов – учесть лучшие свойства, хорошие «привычки» алюминия или магния и передать это лучшее в следующие плавки.
О кафедре «Литейные и высокоэффективные технологии»
– Когда в 1978 году я приехал сюда, кафедра была «голая» – ни оборудования, ни лабораторий, ни методических пособий. Тогда была лишь одна специальность, а сейчас их четыре – это единственная кафедра в России с разными профилями обучения, и в этом ее уникальность. Мы работаем с основными самарскими предприятиями и каждый год увеличиваем объёмы выполняемых хоздоговорных работ.
О жизненных принципах
– У великого летчика Михаила Громова был жизненный девиз: «Вперед – и только по прямой!» Я придерживаюсь такого же правила. Нужно двигаться по прямой, чтобы не было отступлений, чтобы добиваться поставленной цели.