Специалисты разработали усовершенствованный состав асфальтобетонной смеси
По заказу Балтийской строительной компании (АО «БСК-СПб») заведующая кафедрой «Автомобильные дороги и геодезическое сопровождение строительства» Татьяна Дормидонтова и руководитель проекта Балтийской строительной компании Ольга Куликова изучили причины образования колейности на внутригородских дорогах. Одна из них – использование автомобилистами зимних шипованных шин, которые ускоряют износ дорожного покрытия.
Специалисты проанализировали состояния покрытий проезжей частина различных участках дорог в городском округе Самара общей протяженностью 40 км, включая прямые отрезки и участки с поворотами, на которых транспортные средства тормозят и ускоряются. Результаты подтвердили негативное влияние шипованной резины на дорожное покрытие.
– Чем выше интенсивность движения, тем больше нагрузка на дорожное покрытие и вероятность образования колеи, – говорит Татьяна Дормидонтова, – Как показывают наблюдения, 86 процентов водителей при зеленом моргающем сигнале светофора тормозят плавно, 10 процентов осуществляют аварийное торможение и четыре процента предпочитают проезжать на зеленый моргающий сигнал. Кроме того, 91 автоводитель из 100 при включении зеленого света начинает плавное движение, остальные девять стартуют резко.
Специалисты говорят, что именно резкое торможение и ускорение автомобилей с шипованной резиной обусловливает усиление деформации дорожного полотна. Из-за интенсивного контакта шин с дорогой колеи углубляются, особенно на спусках или перекрестках.
Повысить стойкость магистралей поможет новый состав асфальтобетонной смеси, которую политеховцы разработали для АО «БСК-СПб» вместе с заместителем начальника технического отдела компании Артемом Кильдюшовым и руководителем проекта Ольгой Куликовой.
Верхний слой современных трасс обычно покрывают асфальтобетонной или щебеночно-мастичной смесью. В качестве связующего материала в них используется битум. Однако надежность таких покрытий сильно снижается при резком изменении погодных условий: зимние оттепели увеличивают влажность грунтов, а летняя жара повышает температуру поверхности, что приводит к ускорению износа дорог.
Для решения этой проблемы ученые предложили ввести в состав дорожной смеси базальтовый щебень вместо традиционного гранитного и габбро-диабазного. Этот материал, получаемый из базальтовых пород, отличается высокой прочностью и стабильностью.
Результаты разработки были представлены участникам заседания научно-технического совета при министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области в 2025 году.